Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

27 сентября (14 сентября по старому календарю) Воздвижение Креста Господня  — это единственный двунадесятый праздник, посвященный событию не из жизни Христа Спасителя или Матери Божьей, а событию, или вернее двум событиям гораздо более поздним – нахождению Креста Господня при императоре Константине и императрице Елене (в IV веке) и возвращение Креста Господня из персидского плена при императоре Ираклии (в  VII-ом веке).

День Воздвижения Креста Господня по церковному уставу считается строго постным. Накануне за всенощной выносится крест из алтаря на середину храма. В архиерейских церквах совершается чин «воздвижения креста», во время которого архиерей благословляет всех молящихся высоко поднимаемым крестом на все четыре стороны храма. После выноса креста мы прикладываемся к нему под пение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». В следующем песнопении говорится: «Приидите, верни, животворящему (дающему жизнь) древу поклонимся, на нем же Христос, Царь слывы, волею (добровольно) руце (руки) распростер». Крест по нашему православному обычаю ко дню Воздвижения полагается украшать венком из цветов. У нас в России в это время была уже глубокая осень и тем не менее всегда девушки и юноши в деревнях находили последние сохранившиеся в полях и садах цветы и из них делали венок на крест. В более теплых странах, это сделать гораздо легче и мы должны обязательно следить за тем, чтобы крест к этому празднику был украшен.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября

Сейдень, егоже сотвори Господь

Тропарь, глас 1-й

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Спаси, Господи, народ Твой и благослови наследие Твое, победы над врагами даруя и силою Креста Твоего сохраняя народ Твой.

Кондак, глас 4-й

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.

Вознесенный на Крест добровольно, Христе Боже, Твоему новому народу, носящему имя Твое, милости Твои даруй; пошли радость нам силою Твоею, победы подавая нам над врагами, и да имеем мы в помощь от Тебя Крест, как ограждение мира и знамя непобедимости.

Народные приметы связанные с праздником воздвижения

День Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня празднуется 27 сентября – в народе этот праздник называется — третьи Осенины, третья встреча осени, последний день Бабьего лета.

В стародавние времена в этот день мелом, углем или чесноком рисовали кресты на дверях домов, притолоках и матицах, вырезали кресты ножом на деревянной посуде и другой домашней утвари. Деревянные небольшие крестики клали в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, то клали перекрещенные ветки рябины, которая являлась символом яркого света, отпугивающего нечисть. Таким образом, крестьяне «закрещивали» самые опасные места в доме от происков нечистой силы. В этот праздник в церквях и храмах ставили новые кресты. Народная мудрость гласит, что если в церкви крест поставят не на Воздвижение, то там ни один грешник замолить своих грехи не сможет.

В это время в наших лесах много осенних грибов, но старики знают, что в Ставров день ходить в лес нельзя, поскольку сегодня леший собирает всех зверей на смотр, медведь себе берлогу устраивает и мешать им нельзя. Леший пересчитывает всех животных в лесах и если он нечаянно посчитает и человека, то тот никогда уже из леса не выйдет. Считалось, что в этот день все змеи уползают в неведомую страну, куда также улетают и многие птицы, если человеку удастся в этот день увидеть птиц, отлетающих в теплые края, то он может загадать желание, которое обязательно сбудется, змеи начинают искать места для зимовки и все люди запирали двери на запоры. Кто принесет из леса, что-либо к себе домой, то потянется затем в дом вся нечисть.

Третья встреча осени – «первые зазимки». По старинной примете, «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает!», а зима, в свою очередь, на этот праздник «с бела гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается – семка, говорит, я, зима-зимская, на святой Руси погощу, серого мужика навещу, хлебных пирогов поем, пива поотведаю, свадьбы сыграю-отпраздную!…».

Воздвижение – постный праздник, надо в этот день поститься «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится», «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!» «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!» «Кто скороми на Вздвиженьев день чурается, тому семь грехов прощаются!», «У кого на столе убоина на Воздвижение, тот все свои молитвы убивает, а новой не знает, не ведает – нечем ему Бога помолить!»«Кто держит пост на Воздвижение Креста Господня, тот и жизнь проживет удачно».

Праздник Воздвижения назывался народом также «капустницами». «Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «И плохая баба о Вздвиженьи – капустница!», «На Вздвиженье – чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!» – говорили на Руси. Старинное поверье советует выбирать капустные семена если не на Воздвижение, то на Благовещение: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!».

Воздвижение начинало ряд осенних веселых вечеринок, называвшихся «капустницами» и справлявшихся не только в деревнях, но и в городах. В старину в этот день девушки, нарядившись в праздничные платья, ходили из дома в дом – рубить капусту. Это делалось с веселыми песнями, гостьям подносилось пиво, ставились сладкие меды, подавались разные угощения, закуски – смотря по достатку хозяев. Молодые парни высматривали себе в это время невест-«капустниц». Вечером, когда капуста уже была срублена, всюду шло веселье, нередко приводившее к свадьбам, игравшимся на Покров день. «Капустенские вечерки» длились две недели, молодежь ожидала их как веселого праздника вроде Масленицы. Особенно ждали их заневестившиеся девушки. Знали они, что вечером сойдутся на капустную беседу-пирушку холостые парни, у каждой из них были среди ожидавшихся гостей свои, приглянувшиеся заранее женихи.

Существовало поверье, что если, собираясь на Воздвиженский капустник, девушка прочитает семь раз особое заклятие, то приглянувшемуся ей молодцу приглянется и ее красота. «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца любовь ко мне, девице красной, чтобы не было этой любви конца-веку, чтобы в огне она не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!» – приговаривали девицы красные, собираясь, как на веселые смотрины, на Воздвиженский капустник.

Важные приметы: в этот день не начинают никакого важного дела, так как все начатое будет или неудачно, или бесполезно, а вот убрать дом на Воздвижение – значит очиститься от порчи и негатива: «На воздвижение – дом от нечисти избавляй».

Добавить комментарий

Все права на фотографии и другие материалы защищены законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". Копирование материалов разрешено только с письменного разрешения администрации портала с размещением активной гиперссылки на сайт http://tulaxram.ru/ | Информация - Privacy Policy © 2011