Православные похороны

Умер человек, что делать? Как организовать похороны?

Телефон полиция — 02  (102 — сотовый). Телефон  скорая помощь — 03, 103 (сотовый).

Если человек умер дома, то надо вызвать «скорую помощь» для засвидетельствования смерти и покойного скорее всего заберут в морг, если он только долго не болел дома, и об этом знает участковый врач. В морге делают вскрытие, для установления причины смерти, затем тело обмывают, бальзамируют, одевают, укладывают в гроб и потом отдают близким. Но, на самом деле, как это описывают сами медицинские работники, все бывает настолько «страшно», с телами обращаются далеко не так как хотелось бы родным и многие готовы грудью лечь на покойного, только бы не отдавать усопшего в морг, а самим подготовить тело к погребению (говорят, что в некоторых случаях можно написать расписку и не отдавать тело умершего). Еще надо вызвать полицию, что бы они так же осмотрели покойного и выдали протокол.

В Туле в дневное время необходимо вызвать только полицию. После 18:00 надо вызывать и скорую помощь и полицию. В некоторых районах Тульской области даже днем необходимо вызывать и полицию и скорую помощь. Скорая помощь фиксирует смерть. Участковый составляет протокол осмотра тела, в котором фиксирует, что не было насильственной смерти и что тело можно оставить в доме.

Если возникают сомнения, то участковый направляет на подтверждение диагноза и/или вскрытие в морг. Такие сомнения могут возникнуть даже при отсутствии признаков насильственной смерти, если в последние месяцы жизни усопший не имел серьезных заболеваний и не обращался в больницу.

Уточните у скорой помощи, когда вы можете придти за справкой о констатации смерти в поликлинику.

Вызвать ритуального агента через единую городскую службу ритуальной помощи по телефону  8 (495) 641-78-21.

Люди пишут следующее:

«при смерти человека даже преклонного возраста невозможно получить справку о смерти без вскрытия. Ранее этого не было.
С чем это связано?

Как известно само вскрытие делают безвозмездно для стороны у которой умер родственник. Но вот одеть покойника и т.д. делается за деньги от 11 тыс. руб. то есть в итоге за деньги.

Как рассказали знакомые близкие к данному бизнесу речь идет о разделе рынка ритуальных услуг. Новый порядок выдачи справок о смерти возник при новом министре здравоохранения, министерство здравоохранения пытается таким образом отобрать часть услуг у ритуальных агентств.

«Короче есть «закон» брать с родственников умершего от 11 тыс. руб. и выше. При этом затягивать похороны. При этом всем наплевать на религиозные взгляды, социальный статус, желание близких родственников и т.д. и т.п.

Чиновники Правительство Тульской области благодаря данному закону получили неплохой источник доходов, т.к. смертность у нас высокая».

ЗАГС по регистрации смерти города Тулы находится  рядом с Дворцом культуры железнодорожников, вход со двора, адрес: г. Тула, ул. Демонстрации, 136, телефон: +7(4872) 56-84-89, работает с понедельника по пятницу с 8-00 до 12-00 и с 13-00 до 16-30, в субботу с 8-00 до 12-00 и с 13-00 до 15-30, воскресенье — выходной.

Какие документы необходимы для проведения похорон?
Для похорон необходимы следующие документы:

  • протокол осмотра тела (выдаётся сотрудником полиции, телефон);
  • справка о констатации смерти (выдаётся врачом поликлиники или бригадой скорой помощи);
  • врачебное свидетельство о смерти (выдаётся врачом поликлиники или работниками морга);
  • свидетельство о смерти органов ЗАГС;
  • справка на получение государственного пособия на погребение (выдаётся работником органа ЗАГС);
  • договор об оказании ритуальных услуг (оформляется ритуальным агентом городской специализированной службы).

Теперь о самом главном:

В Церкви принято тщательно подготавливать тело к погребению, заботясь о достойном его погребении. Православный обряд приготовления тела умершего к захоронению напоминает обряд крещения, тем самым говоря: как через таинство Крещения человек возрождается от жизни греховной к жизни святой и богоугодной, так и через смерть истинный христианин возрождается для новой, лучшей и вечной жизни со Христом.

Православный обряд приготовления тела усопшего к погребению сохранился с ветхозаветных времен и выражается в омовении тела, облачении его и положении во гроб.

Обмывание, омовение

Тело усопшего (умерших христиан принято называть усопшими, то есть уснувшими) тотчас после смерти быстро обмывают (пока оно полностью не остыло), обычно это совершает один из родственников почившего (в некоторых местах это делают посторонние женщины — вдовы, давно было принято, мужчину обмывали старики, женщину — старушки. Единственно обязательное условие — нельзя обмывать беременным женщинам или женщинам, у которой в данный момент месячные во избежание болезней будущего ребёнка). Омываться должны все части тела. Омовение производится в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, что бы он в чистоте предстал пред лицем Божиим после всеобщего воскресения.

Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безмертный, помилуй нас») или Иисусову молитву «Господи, помилуй».

При омовении нужно пользоваться новым мылом, и новой мягкой тряпочкой или губкой, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы.

Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют клеёнку и покрывают её простынёй. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой — с мыльной. Губкой или мягкой тряпкой, смоченной в мыльной воде, омывают всё тело, начиная с лица и кончая ногами, крестообразными движениями трижды, затем омывают чистой водой и вытирают насухо полотенцем или холщовой тряпкой. В последнюю очередь омывают голову и причесывают умершего. Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать, а пепел закапывать. Обмыть мёртвого всегда считалось богоугодным делом, способствующим прощению грехов «трех покойников обмоешь — все грехи отпущены будут, сорок покойников обмоешь — сам безгрешным станешь». До сих пор сохранился обычай оплачивать обмывание чем-нибудь из вещей покойного.

После омовения тело христианина одевают в новые или чистые белые одежды (они должна быть впору, ни велики и ни малы). Затем покойника одевают в одежду его земного служения. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия. Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему призван.

Не следует надевать на умершего православного христианина мужчину галстук. Голову женщины покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причём его концы не завязывают, а просто складывают крест-накрест (не должно быть узлов). Мужчин хоронят наоборот с непокрытой головой. Молодых девушек, умерших незамужними в некоторых регионах хоронят в подвенечном наряде. Одевает покойника тот же человек, который обмывал.

Если вдруг на человеке во время кончины не было креста, то после омовения его обязательно надевают.

Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выносом из дома). Руки складывают так, чтобы правая рука была сверху. В руки умершего кладут крест и разрешительную молитву («пропуск»), если усопшего отпевают, то эту молитву после отпевания вкладывает в руку священник (см. ниже церковное отпевание). В правую руку — молитву именную, в левую руку-носовой платок, свечу и крест. На столе, у изголовья покойного ставятся иконочки Спасителя и Божией Матери. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (всегда имел) Господа перед собой, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми. Глаза усопшего должны быть закрыты, уста сомкнуты. С этой целью челюсть покойника подвязывают, а на веки кладут монеты.

Положение во гроб

Тело, пока нет гроба, кладут на скамейку. Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святой водой тело умершего и гроб внутри и снаружи. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят во гроб, который обычно устанавливают лицом к востоку.

На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего привозят туда для отпевания. Некоторые люди покупают его для себя заранее. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безмертный, помилуй нас».

На грудь кладется небольшая икона — если женщина, то Богородицы, если мужчина, то Спасителя.

Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней или белым материалом, затем церковным покрывалом — саваном — белом покрывалом с изображением Распятия (покупают в церкви). Гроб ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу.

(Как готовят гроб в российской глубинке: гроб освящают святой водой в виде креста, со словами «Святый Боже, Святый крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас»(3 раза). В гроб кладется стружка деревянная, затем простынь и подушка (набивается тоже стружками и березовыми листьями (из храма в Троицу принесенными) — белая наволочка у подушки зашивается «от себя», делается 3 креста черными нитями + + +. Гроб окуривается богородицкой травой и ладаном в виде креста с той же молитвой).

Вокруг гроба крестообразно зажигают свечи (одну у головы, другую у ног и две свечи по бокам с обеих сторон), или хотя бы одну свечу.

Еще на подоконник у окна ставится стакан с водой, на нем кусочек черного хлеба и немного соли, вешается новое белое полотенце. Полотенце через 40 дней отдается тому, кто первым придет на поминальный обед (или уносится в церковь), вода выливается в цветы, а хлеб отдают птицам.

Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела». Если человек умер не дома, и тела дома нет, то в день его смерти все рано читают этот канон.

Читать канон следует с предначитательных молитв, затем псалом 90-й, далее — по порядку, указанному в молитвослове. Затем в течение трех дней (непрерывно днем и ночью) над умершим читают Псалтирь, читают над гробом, пока умерший остается непогребенным.

За час — полтора перед выносом гроба из дома служат заупокойную литию, сопровождаемую каждением. Считается, что, подобно струящемуся вверх от кадила фимиаму, возносится на Небеса душа покойного. Над телом умершего ещё раз читается «Последование по исходе души от тела». За 15-20 минут до выноса тела в помещении остаются только родные и близкие для прощания с умершим.

Далее гроб с телом скончавшегося христианина выносят из дома ногами вперёд под пение Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безмертный, помилуй нас» и направляются в церковь на отпевание. Отпевание, так же, может происходить «на дому» или на кладбище, в зависимости от желания родственников усопшего. Из дома сначала выносят цветы, венки. Затем крест и крышку гроба, затем гроб.

После выноса покойного оставшиеся дома женщины моют полы. В некоторых местностях считали необходимым вымыть также стены, лавки и всю посуду.

Церковное отпевание

Отпевание и погребение по возможности совершаются на третий день (при этом в отсчёт дней всегда включается самый день кончины даже если она наступила за несколько минут до полуночи, то есть для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). По традиции хоронить покойного надо около полудня, обязательно до захода солнца.

Отпевание чаще всего совершают в храме, гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигают светильники. Гроб должен быть открыт, если это позволительно (бывают смерти в автомобильных катастрофах или других несчастных случаях, когда покойник сильно обгорит или тело сильно обезображено и т.п., тогда гроб бывает закрыт).

Служба отпевания состоит из многих песнопений, по прочтении Апостола и Евангелия священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем грехи, в которых он покаялся (или которые при покаянии не мог вспомнить), и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же вкладывается священником в правую руку усопшего.

Последнее целование, или прощание с умершим, совершается при пении молитв: «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…»

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, подойдя просят прощения за невольные обиды и прощают покойному то, в чём был виновен он сам, в последний раз целуют умершего — прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу (когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба). После этого тело целиком закрывают погребальным покрывалом, и священник крестообразно посыпает его землей (или чистым речным песком) со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущи на ней».

Гроб закрывают крышкой, заколачивают гвоздями и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется.

Сейчас зачастую допускается заочное отпевание. Для этого в день похорон его надо заказать в церкви, не забыв взять в храм свидетельство о смерти. Достаточно, чтобы в храме молился хотя бы один из родственников почившего. Священник дает ему венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву — в правую руку, а землю рассыпать по телу, или на опущенный в могилу гроб крестообразно — от головы к ногам и от правого плеча к левому.

Погребение

После отпевания гроб с телом усопшего переносят на кладбище, где его опускают в заранее вырытую могилу, которую выкапывают так, чтоб усопшего можно было бы опустить лицом к востоку и могилку кто нибудь из родных освящает святой водой (так же как гроб).  (из старинных книг: глубина могилы могла быть не более трех аршин — за этим строго следили священники. Ширина ее была до 3/4 аршина, а длина зависела от роста умершего. Могилу полагалось рыть перед самыми похоронами; когда яма была готова, «копальщики» оставались подле нее, стерегли могилу «от беса». ) При опускании гроба с телом в могилу вновь поется «Трисвятое». Все провожающие умершего в последний путь перед тем, как могилу начнут зарывать, бросают в нее по горсти земли (до настоящего времени в некоторых местах сохранился обычай бросать деньги «чтобы душа имела чем заплатить за перевоз ее на тот свет», «чтобы было чем откупиться от греха» ). И при погребении совершается краткая заупокойная лития.

После погребения над могилой устанавливают восьмиконечный крест у ног погребенного так, чтобы рас­пятие было обращено к лицу покойного. На крест (тот что на кладбище будет, вешают полотенце, потом его отдают тому, кто нес крест или отдают в дар Церкви ). На могильный холм устанавливают венки из живых! цветов, в центр — кладут цветы. Искусственные цветы лучше не возлагать на могилы, один живой цветок ценней кучи венков искусственных, ведь живой цветок — символ всеобщего Воскресения, а бумажный — это есть мертвость, символ того, что умерший никогда не воскреснет. Бумажные венки заведены атеистами.

После похорон все присутствующие едут на поминки.

Ритуальные услуги в Туле

Похороны: организация похорон, выезд агента, оформление документов для погребения, бальзамирование усопшего, транспортировка умершего в морг и т.д.
Ритуальные принадлежности: гробы, венки искусственные и из живых цветов, кресты, покрывала, ленты, одежда и обувь для усопших.
Памятники, изготовление и установка памятников.

  • ООО «Память», современный ритуальный комплекс с траурным залом, адрес: Тула, Галкина, д.7. Телефоны: (4872) 38-43-62, 8-905-115-37-75; 8-903-840-43-62.
  • Единая городская служба ритуальных услуг, адрес: г. Тула, Лейтейзена ул., д. 12в, 1 этаж.
  • Группа компаний «Ритуал-Сервис» Тула, Одоевское шоссе, 55, телефон: 8-800-333-66-34 — звонок бесплатный круглосуточно.

Добавить комментарий

Предыдущий пост
«
Следующий пост
»
Все права на фотографии и другие материалы защищены законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". Копирование материалов разрешено только с письменного разрешения администрации портала с размещением активной гиперссылки на сайт http://tulaxram.ru/ | Информация - Privacy Policy © 2011