Иконостас Смоленского Собора Московского Новодевичьего монастыря

Иконостас Смоленского Собора Московского Новодевичьего монастыря

Иконостас шестиярусный, позлащенный, с резьбой по дереву в стиле рококо, не старше XVIII века. Известно, что «в лето 7032 (1524) великий князь Василий Иоаннович, всея России самодержец, воздвиг пречистую обитель, в ней же храм Пресвятыя Богородица Смоленская, и собрал много инокинь с начальницей благочинной схимонахиней Еленой… и в обители этой преставился с миром». Строителем храма предание называет фрязина Алевиза, построившего многие каменные церкви в Москве в начале XVI века.

Как образовался иконостас — внутреннее устройство храмов

В 1598 году Борис Годунов в нем призван на царство и пожаловал на церковное строение в монастырь при игумений Домникии Близнецовой тысячу серебряных рублей. Щедрость Годунова особенно проявилась в украшении этого храма. Очевидно, он хотел почтить его как место избрания своего на царство и в память пребывания в монастыре сестры своей Ирины, во инокинях Александры. Иконостас собора сделан был по типу Успенского в Кремле, с тремя алтарями.

Архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший Антиохийского патриарха Макария в его путешествии по России в 1656 году, оставил описание иконостаса: «…Сень над престолом чудесная, позолоченная, вся состоит из куполов, друг над другом, и поддерживается Ангелами; кресты, чаши — как бы чеканной работы. Что касается иконы Владычицы, которая стоит справа от алтарных дверей, то она не имеет цены по причине обилия золота, алмазов, рубинов, яхонтов, изумрудов и жемчуга, которыми она осыпана. То же и на других иконах, которые стоят в ряду с алтарными дверьми и перед серебряными подсвечниками, а также в церкви до дверей. Вокруг колонн церкви размещены маленькие серебряно-вызолоченные иконы в два ряда, один над другим; многие из них украшены чистым золотом и разноцветными каменьями, которым нет цены».

При Иоанне и Петре Алексеевичах Симон Ушаков с десятью иконописцами поновлял иконы храма. Следующая реставрация собора происходила при Елизавете Петровне, в 1759 году.

Храмовая икона Смоленской Божией Матери помещается по левую сторону иконостаса и является копией со Смоленской чудотворной иконы. Эта последняя, по преданию, написана самим евангелистом Лукой и привезена из Греции царевной Анной, супругой великого князя Владимира I. В Смоленск ее привез в 1077 году Владимир Мономах. Последним Смоленским князем Юрием Святославичем, изгнанным Литовским князем Витовтом, она была привезена в 1404 году в Москву и поставлена в церкви Благовещения на великокняжеском дворе. Там она оставалась до 1456 года, когда великий князь Василий Темный по просьбе Смоленского епископа Мисаила вернул ее Смоленску. С чудотворного образа сняли точную копию и 28 июля 1525 года торжественно перенесли ее из Благовещенского собора в Новодевичий монастырь. Это событие ежегодно отмечали праздничным крестным ходом.

Смоленская икона называется Одигитриею — Путеводительницею. По-разному объясняют это название; иные говорят, что эта икона потому так называется, что Пресвятая Владычица, явившись двум слепцам в Константинополе, указала им путь в храм, где они, помолившись пред Ее иконою, получили исцеление; другие объясняют это тем, что икона сопутствовала греческим царям в их походах против врагов.

Святитель Димитрий Ростовский так объясняет это название:
«Пресвятая Владычица именуется Одигитрия, что значит радостная наставница, путеводительница и крепкая помощница. Пречистая Богородица есть для нас радостная Наставница, потому что руководит нас на путь спасения, приводящий к вечной радости. Она — крепкая Помощница для нас, немощных, потому что помогает в наших нуждах… Одигитрия — Радостная, потому что печаль нашу обращает в радость, плачущих утешает, скорбящим ниспосылает веселие».

Эта древняя икона Одигитрии покрыта золотой ризой, закрывающей ее фон и поля. На полях, украшенных орнаментом с высоким рельефом и драгоценными крупными камнями, размещены симметрично двенадцать золотых дробниц, на которых чернью наведены следующие изображения: «Зачатие святой Анны», «Успение Пресвятой Богородицы», «Святой Иоанн Лествичник», «Святой Иоанн Предтеча», «Святой Феодор Стратилат и святая Ирина», «Святые апостолы Никанор и Прохор», «Святые апостолы Тимофей и Пармен», «Святая равноапостольная Мария Магдалина и святая преподобная Ксения». Над ликом Богоматери богатый венец и корона, украшенные драгоценными камнями, как и венчик над ликом Спасителя. Головной убор и плечи Богоматери и Спасителя покрыты сплошной вышивкой из крупного жемчуга и драгоценных камней.

В иконостасе выделяется икона святых, соименных членам семейства царя Алексея Михайловича, где даны, например, святой Алексий, человек Божий, святой Феодор Стратилат. Первый изображен босым и одетым в рубище. Второй — в одеянии из сплошных лат, а ниже пояса — кольчуга из рядов скрепленных вместе квадратных пластинок; нарукавники украшены львиной головой; ниже кольчуги гладкий подол обшит каймой и спускается почти до колен; обувь простая; плащ из гладкой материи красного цвета; в правой руке он держит восьмиконечный крест. За изображением Феодора Стратилата следует преподобная Мария Египетская, а за нею дано изображение святой великомученницы Екатерины; затем преподобной Марфы, святой Татианы с крестом в правой руке, преподобной Евдокии, святой Анны, святой Софии, святой Феодосии и преподобной Марии.

Икона Господа Вседержителя письма Симона Ушакова помещается по правую сторону от царских врат. Спаситель изображен сидящим, по примеру древних византийских императоров, на подушке богатого золотого трона с высокой квадратной спинкой, украшенной орнаментом. Лик Спасителя окружен крестчатым нимбом. На зеленом фоне даны изображения двух парящих Ангелов по сторонам с орудиями страданий Спасителя. Правой рукой Господь благословляет, а левой — придерживает покоящееся на левом колене Евангелие. Одеяние Спасителя состоит из испода, богато изукрашенного золотым орнаментом. Верхняя одежда дана темной, с золотыми просветами на складках. На ногах Иисуса сандалии, стопы покоятся на квадратном подножии.

Очевидно, Симон Ушаков писал икону по распоряжению царей Петра и Иоанна Алексеевичей: об этом свидетельствуют изображения коленопреклоненно припадших к ногам Спасителя Иоанна Предтечи и апостола Петра. Лик Спасителя необычайно тонок, строг, но не суров и карающ, а сострадателен и милостив. Вся фигура полна спокойного, неземного величия.

Святынями храма являются: «Благовещение Устюжское» — список с древней чудотворной иконы, находящейся в иконостасе Успенского собора Московского Кремля (принесена туда из Устюга в 1567 году при царе Иване Грозном и митрополите Шилиппе II), а также икона «Предста Царица», находящаяся в иконостасе между предыдущей и северными его вратами. Спаситель изображен на троне, в образе Великого Архиерея Небес, в митре, саккосе и омофоре.

Справа от Спасителя в молитвенном предстоянии Божия Матерь с короной на главе и спускающимся из-под нее белым покрывалом и в богатом царском одеянии.

Слева — фигура святого Иоанна Предтечи в исподе, накинутом через левое плечо, гладкой верхней одежде, ниспадающей немного ниже колен, в сандалиях. Руки Богоматери и святого Иоанна Предтечи простерты ладонями вверх к Спасителю. Два Архангела — Михаил и Гавриил — с длинными посохами в руках, увенчанными крестами, изображены за троном Великого Архиерея Небес.

Около чудотворной иконы Смоленской Божией Матери в иконостасе — икона «Неопалимая Купина». В середине первого четырехугольника с вогнутыми боковыми линиями, углы которого касаются полей иконы, — поясное изображение Богоматери, поддерживающей левой рукой Христа Младенца. Правая рука Спасителя благословляющая, а в левой Он держит свиток. На груди Богоматери изображены в миниатюре зубчатые стены города, среди которых лик Спасителя в митре, окруженной крестчатым нимбом с обычной надписью. Чуть левее дан лик кудрявого Отрока в митре — Иисуса Христа в виде Еммануила. На плечах и на головном уборе Богоматери в трех круглых медальонах представлены лики Ангелов. Фон иконы создает ощущение звездного неба с парящими Херувимами и Ангелами. Во втором четырехугольнике, острия которого касаются углов иконы, изображены символы евангелистов, держащих Евангелия: Матфей, Иоанн (лев), Марк (орел), Аука (бык). Между остриями звезды представлены девять Ангелов с ликами, окруженными нимбами, в которых вписаны звезды. По углам иконы находятся четыре изображения. В левом верхнем углу — коленопреклоненный Моисей среди гор молится перед иконой Божией Матери, размещенной в зеленой купине. Над купиной Ангел простирает руку к молящемуся. Над изображением помещена следующая надпись: «Моисей виде Купину огнем Горящую и не гаряемую». Другое изображение, в правом верхнем углу, представляет лежащим на горе в дреме старца Иессея, на которого с неба из полукруга снисходят три луча. В левом нижнем углу иконы написаны палаты, в которых Христос обращается к молитвенно припадшему на колени пророку Иезекиилю. Последнее изображение посвящено спящему на земле среди гор Иакову. Над ним два Ангела восходят по лестнице ко Господу, Который изображен в облаках в круглом медальоне в виде Отрока, со свитком в руке и с благословляющею десницей. Богоматерь представлена в центре подобно блистающей звезде славы небесной. В Ее недрах, среди храма, Бог — как бы указывает на пророческие слова Соломона: «Премудрость со-зда себе дом» (глава 9, стих 1). Вокруг Богоматери изображены Ангелы, силы Небесные, стремящиеся исполнить волю Божию. Богоматерь вечно в молитве и заступничестве перед Богом за род людской. Неизвестно подлинное происхождение иконы. Очевидно, она устроена до 1683 года, до реставрации иконостаса.

Архимандрит Амфилохий сообщал: «В Москве есть приходская церковь, известная под названием Неопалимыя Купины, по местному преданию, построенная стремянным конюхом Дмитрием Колошиным, при царе Феодоре Алексеевиче, в 1680 году, по случаю избавления оного храмоздателя от некоего частного бедствия, после сновидения, в котором явился ему образ Пресвятые Богородицы Неопалимыя Купины, стоявший до того в сенях при Грановитой палате. Сей образ, испрошенный от царя Колошиным, перенесен в новосозданную церковь с крестным ходом в шестую неделю по Пасхе. Крестный ход продолжался и в следующие годы в ту же неделю, но после прекратился, а празднование в сию неделю в церкви Неопалимыя Купины продолжается и ныне». В иконе святого Иоанна Предтечи из иконостаса Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря святой изображен в виде крылатого Ангела, предвестника Пришествия Мессии в соответствии с пророческими словами: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». В левой руке святого чаша, в ней Спаситель Младенец, на которого святой Иоанн Предтеча указывает правой рукой: «се Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». Иоанн Предтеча облачен в лохматый испод из верблюжьего волоса, верх из гладкой грубой ткани; на ногах его сандалии. Он стоит на фоне гор, у дерева, в основании которого находится секира: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Евангелие от Матфея, глава 3, стих 10).

Добавить комментарий

Все права на фотографии и другие материалы защищены законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". Копирование материалов разрешено только с письменного разрешения администрации портала с размещением активной гиперссылки на сайт http://tulaxram.ru/ | Информация - Privacy Policy © 2011